Прежде всего, важно понимать, что повышенный уровень тревоги не является психическим заболеванием, а представляет собой поведенческую проблему, которая эффективно решается с помощью психотерапии.
Если
страх всегда существует в настоящий момент времени и обусловлен наличием внешней опасности (хотя и не всегда реальной, но субъективно воспринимающейся как угрожающей), то тревога является следствием катастрофических мыслей о будущем «А что, если…». То есть тревога возникает только тогда, когда мышление оторвано от реальности и находится в поле будущего, а не настоящего.
Поэтому тревогу создает только сам человек, а значит, только он и может ее преодолеть.
Сама по себе тревога – естественное для нас состояние, оберегающее жизнь, если носит
ситуативный характер. Вполне нормально испытывать тревогу, возвращаясь ночью по пустынным улицам домой, но, когда «угроза» позади, от тревоги не остается и следа. А вот если тревога мешает нашей повседневной жизни, является причиной неприятной симптоматики, может быть, даже становится «фоновым» состоянием, вот тогда речь идет о невротической тревоге, с которой можно и нужно работать.
Таким образом тревога бывает ситуативная и личностная, источником которой является тревожно-мнительный характер.
Личностная тревожность связана с неуверенностью в себе и нестабильной самооценкой. Нестабильная самооценка формируется в детстве, если родители проявляли по отношению к ребенку условную любовь. Рассмотрим два примера обращения к ребенку. В случае условной любви ребенку говорят: «Ты описал штанишки, ты так поступил, потому что ты плохой», «Ты испачкал одежду, значит, ты плохой», «Ты укусил мальчика в детском саду, так делать нельзя, поэтому ты плохой» и т.п. Таким образом, любовь зависит от позитивных или негативных поступков ребенка с точки зрения родителей, а сам ребенок начинает считать себя хорошим только при определенных условиях.
В случае
безусловной любви ребенку говорят несколько иначе: «Ты описал штанишки, хотя и старался терпеть, это не страшно, ведь я люблю тебя», «Ты испачкал одежду, в следующий раз нужно быть поаккуратней, а пока я все постираю, потому что люблю тебя», Ты укусил мальчика в саду, это плохой поступок, но я все равно люблю тебя». Безусловная любовь укрепляет в ребенке понимание того, что он хороший при любых обстоятельствах.
В случае условной любви происходит подавление индивидуальности, инициативности и творческого начала ребенка, который вынужден подменять свои истинные желания стремлением удовлетворить чужие ожидания, чтобы получить одобрение. Он считает, что хороший только тогда, когда соответствует чужим ожиданиям, а настоящий он никому не нужен.
В связи с этим человек обрастает кучей долженствований: «Я должен быть хорошим», «Я должен быть лучшим», «Я должен быть сильным» и т.д. Любая ситуация, в которой человек не соответствует своему идеальному образу, становится тревожащей. А таких ситуаций множество, ведь нельзя быть всегда хорошим, сильным, умным, нельзя быть всегда идеальным.
Тревожность может иметь и наследственный характер в результате гиперопекающего стиля воспитания, когда тревожные родители под видом заботы о ребенке неосознанно передают ему программу «Мир опасен» - «Уличных животных гладить нельзя – заразишься и умрешь», «Все незнакомцы – бандиты», «Без шапки ходить нельзя – обязательно подхватишь менингит» и т.п. В результате свобода и самостоятельность ребенка ограничиваются, диктуются свои собственные потребности и желания, а сам ребенок боится принимать решения, боится всего мира.
Еще одной причиной тревожности может быть отсутствие определенности в линии воспитания ребенка. Например, в ответ на одно и то же поведение ребенок получает совершенно разную реакцию родителя, которая может зависеть от его настроения, обстановки и пр. В результате каждый раз ребенок напряженно ожидает реакции окружающих на его поведение, не в силах его предугадать, и уровень тревожности растет.
Также
причиной тревоги может быть и травматичный прошлый опыт, например, смерть близкого, аварии, повторяющиеся сильные стрессовые ситуации.
Наконец,
тревожность может быть следствием внутреннего конфликта, например, вынужденная жизнь с нелюбимым человеком, нелюбимая работа и многое другое. Здесь как раз установки долженствования сталкиваются с истинными желаниями человека. Например, «Я бы хотел уволиться и найти более интересную работу, но я должен зарабатывать деньги и кормить семью».
Достаточно актуальной
причиной тревожности является и общая жизненная нестабильность, отсутствие уверенности в завтрашнем дне.
Главное, помнить, что у нас есть все возможности для преодоления этого состояния, и существует множество психотерапевтических подходов, успешно работающих с тревогой, в том числе и подход рилив-терапии.