Недавно я наткнулась на один из старых выпусков Уральских пельменей и была вдохновлена на написание этой статьи их гениальной сценкой про Красную Шапочку. Она была снята как пародия на бразильские сериалы, но меня там заинтересовало то, как четко показана передача родительской установки от матери к Красной Шапочке.
Стоит отметить, что мать у нее тревожная и передает установку через свои неадекватные реальности страхи. Буквально это звучит так: «Я боялась, что ты пойдешь по дороге, и там тебя собьет машина. Скорая увезет тебя в город, в городе у тебя украдут деньги, ты будешь жить на теплотрассе, съешь плохо прожаренного голубя, подцепишь неизвестную болезнь и будешь в судорогах умирать в одиночестве». Из-за этих жутких материнских страхов у Красной Шапочки (в дальнейшем – КШ) не было возможности видеть отца и бабушку. Но это уже немного другая история – про ограничение тревожными родителями свободы детей и «подрубание» их крыльев в будущем.
А мы вернемся к родительской установке про теплотрассу и непрожаренного голубя. Эту установку мать проговорила несколько раз, а КШ с ней согласилась: «Я поняла. Ты, действительно, боялась за меня. Прости». Далее по сюжету КШ все-таки отправляется к бабушке, отсутствует некоторое время, а, когда возвращается, рассказывает историю про то, как ее сбил лесовоз, скорая отвезла в город и далее по материнскому сценарию. То есть Шапочке ничего не оставалось, как бессознательно следовать сценарию, так как она не раз слышала его от матери и принимала, как имеющий место быть.
Эта сценка – отличный наглядный пример того, как родители неосознанно (а когда-то и сознательно) передают свои собственные установки и страхи детям. Вот лишь несколько примеров таких установок:
·Мир несправедлив.
·Людям доверять нельзя.
·Каждому человеку от тебя что-то надо.
·Я некрасивый (плохой, неудачник, полный, глупый и т.п.).
·Я должен быть только таким-то, делать только то-то.
·Взаимодействовать с людьми можно только так-то.
·Отступать от правил нельзя, иначе будет наказание.
Негативные установки могут передаваться детям не только вербально, но и через собственный пример и действия. Дети очень наблюдательны и быстро схватывают и фиксируют то, что видят. Особенно, если это такие значимые для них взрослые, как мама и папа.
Можно подумать, что родители – этакие злодеи, передающие детям один негатив. Конечно же, это не так! Существует огромное количество и самых позитивных установок. Таких, которые помогают их детям прожить счастливую и успешную жизнь. Например:
·Людям можно доверять.
·Мир многогранен.
·Я могу проявлять свои плохие и хорошие качества в зависимости от обстоятельств.
·Деньги – не проблема.
·Я здоров и полон энергии.
·Я красивый (хороший, умный, нормальный и т.п.).
Какими бы ни были родительские установки, схема их передачи одна:
1. Трансляция родителями (вербально и невербально).
2. Согласие с ними со стороны детей (согласие именно на бессознательном уровне, некритичное принятие детьми родительского опыта, когда Родитель для них – вся Вселенная и непоколебимая Истина).
3. Многократное «подтверждение» установки на основе своего собственного жизненного опыта.
4. Окончательное встраивание установки в структуру психики.
Ну а что же наша Красная Шапочка? Так ли все печально для нее закончилось? К счастью, она вовремя вспомнила, что у нее есть с собой пирожки, и поэтому вовсе не обязательно есть плохо прожаренного голубя. А это уже про свободу выбора – как бы ни была сильна негативная установка, мы всегда можем остановиться и подумать, насколько она соответствует объективной реальности, актуальна ли она и вообще, нужна ли нам еще или уже можно заменить ее на что-то более подходящее нам сегодняшним? Никогда не поздно и у себя тоже найти спасительные пирожки!